Тест нового параплана Muscat-3 от журнала Parapente Magazine.

Пополнение в семействе простых крыльев EN A — новый MuSCat3 украинской фирмы Sky Country — выходит в серию в марте 2016 года. Крыло выглядит компактным: удлинение — всего 4,8 , 39 секций. Зато очень велика арочность, а новый профиль крыла очень толстый. Предназначенный в основном для обучения, MuSCat3 не знает компромиссов в плане качества изготовления: ткань крыла — Porcher, оплёточные стропы из дайнимы и арамидов по всем ярусам. Передняя кромка обзавелась 3D-кроем и короткими нейлоновыми лесками, специально изогнутыми для формирования становящегося уже почти неизбежным "шарк-ноуза" (впрочем, не слишком выраженного). Крой и пошив нареканий не вызывают. Крыло весит 5,5 кг и поставляется в концертине из дышащей ткани.

Внимательный осмотр на земле выявляет достаточно простую внутреннюю структуру крыла, объясняемую большим количеством строп верхнего яруса, которые снимают нагрузки с многочисленных секций. Заборники широкие, от души, а лески в передней кромке упрощают формообразование крыла. Стропление (полностью в оплётке) не склонно к запутыванию, и предстартовая подготовка строп обычно сводится к паре движений клевантами. Свободные концы изготовлены из широкой ленты, а ручки клевант, покрытые неопреном, очень приятно ощущаются в руках. Проводка акселератора из дайнимовой стропы проходит через два маленьких, но оснащённых подшипниками блочка.

Первый контакт с крылом происходит в форме "наземки" на газоне лётной школы. MuSCat3 очень прост: наполняется моментально благодаря мощному перетеканию воздуха внутри крыла. Наполнение происходит энергично, без паразитных движений отдельных частей крыла. Выход в полётное положение — равномерный, без излишней резкости, но и без "точек зависания".

Первый полёт, первые впечатления. Стартует MuSCat3 очень просто, проявляя большую толерантность к ошибкам перемещения пилота по старту и к неточностям управления. Крыло не хочет обгонять пилота, даже если он не пытается работать клевантами в финальной фазе подъёма. Крыло принимает нагрузку чётко, но плавно, на протяжении нескольких шагов разбега.

Прямолинейное планирование для отхода от старта. Крыло идёт как по рельсам, демонстрируя впечатляющую стабильность по всем осям. Балансировочная скорость — 38 км/ч. Акселератор, довольно сильно нагруженный, разгоняет крыло до 49 км/ч. На этой скорости состояние передней кромки безупречно, и до сложения на этом режиме очень, очень далеко. Аэродинамическое качество у Муската вполне приличное, он вполне конкурирует с такими крыльями, как Ozone Mojo, Gin Bolero5, Niviuk Koyot3.

Информативность клевант достаточно велика, в основном благодаря выраженной нагрузке на них. Ход клевант до срыва составляет не меньше 70 см, прощая грубое пилотирование, типичное для начинающих пилотов. Координация работы весом и клевантами на вираже достигается без труда: крыло не склонно резко входить в крен, он нарастает постепенно и плавно. То, что нужно для создания чувства уверенности у новичка. "Уши" складываются легко благодаря выделенным "ушным" рядам. Раскрываются самостоятельно и быстро.

Минимальная скорость снижения достигается при существенно (около 25 см) зажатых клевантах. Но до срыва при этом очень далеко. Крыло легко ставится в нужный крен и допускает работу креном при сильно зажатых клевантах, ведя себя в термиках послушно и сглаживая лишнее. Подняться до облаков с Мускатом — не проблема! Всё происходит комфортно благодаря очень выраженному демпфированию по тангажу.

Три витка крутой спирали для быстрого спуска. По мере роста крена аппарат начинает заметно "сыпаться", позволяя снижаться очень быстро. Выход из спирали не требует активного вмешательства пилота, аппарат сам рассеивает накопленную энергию. Несколько проходов на малой скорости, чтобы оценить способность крыла к управляемому парашютированию. Похоже, что Мускат — хороший выбор для "точнистов": на низкой скорости качество падает очень заметно. Приятно! Посадка, при использовании более классической техники пилотирования, проста до формальности.

С самого начала меня впечатлила простота этого Муската, и я без колебаний давал его самым-самым начинающим пилотам. Учебный склон, первые полёты с большим перепадом высоты, первая турбулентность... Мускат везде показал себя отлично. Это действительно очень хорошее крыло для обучения, полностью соответствующее моим требованиям к парапланам такого типа. Мои ученики, летающие на Мускате, постигают полёт спокойно и комфортно, не досаждая мне лишними вопросами. Справившись с эмоциями первого "большого полёта" (полёт с большим перепадом высот — прим. пер.), они пилотировали Мускат без сюрпризов, без неожиданных кренов, без затруднений. Нужен вираж? И Мускат выдаёт вираж, хороший, но без излишеств. Турбулентность при заходе на посадку? А она вообще была? ;) Мускат великолепно поглощает и сглаживает болтанку. Слишком резкий вираж с излишне быстрым выходом? Мускат справляется и с этим. Избытка крена почти не возникает, аппарат стабилизируется почти мгновенно. Замечательно!

Итак, с педагогической точки зрения Мускат — это прежде всего очень комфортный аппарат. Достаточно летучий, чтобы лихо парить в термиках, достаточно спокойный, чтобы прощать ошибки пилотирования (вплоть до полного его отсутствия!), но достаточно информативный, чтобы позволить ученику освоить правильный вираж без большого труда. С точки зрения более опытных пилотов — тоже никаких проблем: простая подготовка к старту, простой старт, быстрое принятие крылом нагрузки. Спокойный вираж, не требующий хитрых техник пилотирования. Да и вообще очень спокойный характер. Браво!

А можно ли использовать такой EN A вне лётной школы? Безусловно, да. Летучести Муската с запасом хватает для полётов в любых условиях (а не только в сильных горных — прим. пер.). Пилоту, привычному к более продвинутым крыльям, Мускат позволяет здорово расслабиться, настолько он комфортный. Короткие маршруты на Мускате заставляли меня смеяться в тех местах, где на более спортивной технике приходилось заметно напрягаться. Комфорт Муската позволяет набирать в термиках, бросая клеванты и делая фото. Да, и в классе EN A попадаются крылья, позволяющие полноценно летать и получать удовольствие от полёта. Но главное — это чувство комфорта и доверия, которое такие крылья дарят при полётах в болтанку.

Продукцию Sky Country нечасто встретишь в небе юга Франции. И это досадно. Потому что качество материалов и изготовления не вызывают претензий. Очевидно стремление Sky Country делать хорошие крылья, сохраняя цены на уровне чуть ниже типичного для рынка. Большинство типоразмеров теперь имеет сертификацию, а возможные претензии сводятся к мелочам вроде неудачного подбора размера блочков и стропы проводки акселератора (её диаметр не совсем соответствует размеру блочков, стропа может сойти с ролика).

Мне не потребовалось много времени на выводы. Крыло, простое для понимания, простое в эксплуатации, прочно сделанное, оно вполне конкурентоспособно. Но более важна та радость, которую Мускат способен доставить начинающим пилотам начиная с "наземки" и вплоть до первых маршрутных полётов. Думаю, что многим школам стоит присмотреться к Мускату. Мне он, безусловно, понравился. А ещё больше мне понравились улыбки моих учеников. MuSCat3 — рекомендован к употреблению без ограничений!

перевод Алексея Тарасова

 



На главнуюНа главную