ЛЕТАЙТЕ БЕЗОПАСНО

Что посоветовать собратьям, которым только открываются двери в прекрасный мир свободного полета, чтобы помочь им избежать там неприятных встреч? В парапланеризме довольно мало тяжелых несчастных случаев. Учитывая количaество пилотов парапланеристов, воздух убивает гораздо меньше, чем вода или асфальт. Тем не менее, во Франции ежегодно происходит с десяток несчастных случаев с летальным исходом. А если добавить к этому происшествия с тяжелыми последствиями, получается довольно мрачный результат, с которым нам всем нужно бороться изо, всех сил. Анализ несчастных случаев выявил две основные причины:
1) слишком жесткие метеоусловия (что уже стало привычным при рекордных полетах и на соревнованиях);
2) слишком продвинутый аппарат, с которым, при усложнении условий, пилот уже не может справиться.

Внимание! Всем, кто начинает заниматься парапланеризмом (а остальным тоже не мешает вспомнить).

 

Вот 10 ключевых моментов, чтобы летать безопасно:

1. ЛЕТАЙТЕ НА НАДЕЖНОМ АППАРАТЕ. 

Большие удлинения, длинный конус строп, плоские профили, микростропы, регулировка на малые углы атаки, триммера – все это источники потенциальной опасности в неопытных руках. Полеты на слишком продвинутых куполах – одна из основных причин несчастных случаев. Летая в благоприятных условиях, они кажутся простыми, их качество и скорость вызывают зависть. А вот в более жестких условиях Вы, возможно, будете захвачены врасплох аппаратом, поведение которого станет вдруг все более и более живым. И если Ваши манипуляции станут нервными и неточными, шанс получить большое складывание увеличивается, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде галстука, авторотации и потери контроля над крылом. То есть, первое правило безопасности гласит, что летать нужно на крыле, соответствующем Вашему уровню категории standагd как можно дольше, и категории регfоfmаnсе, если Вами уже накоплен солидный опыт и Вы достаточно амбициозный пилот.

2. ОЦЕНИТЕ СВОЙ УРОВЕНЬ ПРАВИЛЬНО.

Альпинист не идет один в горы, если его уровень не позволяет сделать соло-восхождение и он отдает себе отчет в той степени риска, которую он принимает. Он выбирает маршруты, соответствующие своему уровню. То же самое и в полете. Поначалу никогда не летайте в одиночку. Сообщите знакомым, как и где Вы собираетесь летать в данный конкретный день. Выбирайте горки и метеоусловия, которые Вам по плечу. Не ставьте перед собой слишком сложных задач. Чтобы определить свой уровень, без колебаний, даже после 500 полетов, пройдите вторую ступень обучения у хорошего инструктора, который сможет увидеть Ваши слабые места и помочь Вам от них избавиться.

3. АНАЛИЗИРУЙТЕ МЕТЕОУСЛОВИЯ. 

Перед каждым полетом не сочтите за труд оценить метеоусловия. Знание метеопрогноза дополнится длительным наблюдением за небом, облаками, деревьями, птицами, дымами, другими параплапами ... короче, за всем, в чем материализуется ток воздуха, и что является индикаторами возможной его эволюции. Если прогноз обещал фронт, усиление ветра, значительную нестабильность, будьте очень осторожны, а то и вовсе откажитесь от полета. Мысленно разграничьте наветренные зоны от подветренных, представив, как по этому рельефу течет вода (очень полезно при этом изучить карту местности). Чем сильнее ветер, тем сильнее турбулентность и тем важнее находиться подальше от рельефа. Составьте себе план полета, особенно аккуратно рассчитайте заход на посадку.

4. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ ПОДВЕСКУ.

Регулировка подвески оказывает первостатейное воздействие на поведение крыла. С затянутым грудным ремнем она теряет в маневренности за счет повышения стабильности. Если его слишком ослабить, она может осложнить управление даже самым смирным аппаратом. Поэтому необходимо выбирать подвесную систему, исходя из уровня Вашей квалификации: от наиболее спокойной (точки крепления высоко и с компенсаторами) до самой резвой (низкое крепление). И регулировать ее в зависимости от погодных условий: болтает? Значит, настроить систему в сидячее положение, плечевые, ножные и грудной ремни затянуты, чтобы составлять одно целое с куполом и ограничить риск потери равновесия (что касается грудного, соблюдайте нормы регулировки, указываемые производителем в инструкции на каждый аппарат).

5. ОТТАЧИВАЙТЕ СВОИ ДВИЖЕНИЯ. 

Даже имея за плечами 1000 полетов, не переставайте работать над своими жестами, часами тренируясь на земле. Изгоните нервные и неточные движения, станьте мягким, быстрым и точным, выясните диапазон скоростей своего аппарата, играя клевантами на бреющем полете. Добейтесь совершенства при складывании ушей, при парировании клевков, отработке и прокачке бокового складывания. Доведите до автоматизма технику быстрого спуска. Неустанно углубляйте свои познания, читая все статьи и книги по технике, слушая более опытных пилотов.

6. БУДЬТЕ В ФОРМЕ. 

Хорошее физическое состояние помогает спокойно, точно, ловко и своевременно среагировать на сложную ситуацию (например, посадка по ветру). Не скажу ничего нового, если добавлю, что хорошее психологическое состояние тоже очень важно: нет ничего хуже, чем летать усталым, взволнованным, неконцентрированным, неуверенным в себе, с мыслями где-то далеко. В аэронавтике ясность ума непременное условие.

7. БУДЬТЕ ВОЗДУШНЫ.

Это должно быть в Ваших жестах, в манере наблюдать, мыслить, летать. Быть воздушным значит ощущать себя в гармонии с воздухом, уметь перемещаться в нем при помощи точных и спокойных движенй, иметь чувство скольжения. Это значит уметь быстро принимать верные решения в режиме полной автономии, оценить реальную опасность и избежать ее. Параплан – такой аппарат, который, благодаря своей малой скорости, может приземлиться на площадке с носовой платок: умейте пользоваться этим колоссальным преимуществом.

8. ЗНАЙТЕ ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ. 

Правила просты, но чтить их необходимо. Когда Вы зажаты между склоном с одной стороны и тучей парапланов с другой, вспоминать, какое же правило Вам следует применить, несколько поздновато. Знание правил и приоритетов должно быть автоматическим.

9. ЭКИПИРУЙТЕСЬ.

Если Вы идете на маршрут или участвуете в соревнованиях  Вам, безусловно, уже не нужны никакие советы. Тем не менее, обеспечьте себе максимум безопасности, имея обязательно хорошую каску, защитную спинку и запасной парашют (которым Вы заранее научились пользоваться и время от времени нащупываете его ручку). Рацию, чтобы сообщить о несчастном случае (не дай Бог). А также, позаботьтесь о тренировке, соответствующей Вашим амбициям.

10. УМЕЙТЕ ОТКАЗАТЬСЯ. 

Эту фразу повторяют так часто, что она начинает набивать оскомину. Однако это, возможно, самое главное. Никогда не позволяйте себе стартовать, когда Вам не хочется. Не уступайте царящей вокруг эйфории. Не оставайтесь в термике, если Вам не по душе, когда вокруг Вас кружатся два десятка других пилотов с трудно предсказуемым поведением. Строго соблюдайте эту сугубо Личную позицию и оставайтесь тверды в принятии своих решений (даже когда другие их не понимают).

ПРЕДПОЛЕТ. 

Перед каждым полетом пилот самолета, планера, ультралайта или дельтаплана обходит вокруг своего аппарата и скрупулезно проверяет определенное количество узлов согласно четко определенному порядку, указанному во всех инструкциях и руководствах. Нам, парапланеристам, тоже не помешало бы позаимствовать этот ритуал. Каждый год кто-нибудь разбивается насмерть, потому что стартовал, не встегнувшись. Предполет парапланериста должен включать, как минимум, следующие узлы:


1) стропы;
2) клеванты;
3) карабины;
4) ножные пряжки;
5) грудная пряжка.

 

АЭРОЛОГИЯ 

 

ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ОПАСНОСТЕЙ.

 

1. СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР.

Чем сильнее ветер, тем сильнее его побочные эффекты, особенно роторы, которые создаются позади каждого препятствия, градиент, ветровой сдвиг, возникающий между слоями ветра различного направления, сила турбулентности. Чем сильнее ветер, тем мы уязвимее, тем больше риск оказаться сдутым за хребет пли другое препятствие и оказаться на подветренной стороне. А то и просто оказаться сбитым с ног уже на старте. Осторожней с долинными бризами, особенно летом, после полудня.

2. ПОДВЕТРЕННАЯ СТОРОНА.

Всегда оставаться на наветренной стороне золотое правило свободного полета. На наветренной стороне холмов, ущелий, хребтов, деревьев, зданий, облаков. Чем сильнее ветер (или бриз), тем важнее соблюдать это правило.

3. МОЩНЫЕ ТЕРМИКИ. 

Они могут быть опасны для наших крылышек. Первое знакомство с ними всегда очень впечатляюще для пилотов, не обладающих значительным опытом. Они невидимы, но время и место встречи нам известны: середина весеннего или летнего дня, когда воздух нагрет и нестабилен (значительный градиент температуры) и соответствующий ландшафт (скалы, осыпи, иссушенная земля).

4. ФРОНТ.

Сам по себе он всегда хорошо виден. Опасность зачастую появляется, когда его приближение бывает прикрыто горным хребтом. Его появление предвещают яростные порывы ветра, идущие волнами. Решение должно быть однозначно: при объявлении в метеосводке прохождения фронта оставайтесь на земле.

5. КУМУЛОНИМБУС.

Обычно он виден не хуже, чем нос на лице: огромная масса, сильно развитая в высоту, зачастую имеющая форму наковальни. Однако, иногда, глядя снизу, или когда он сливается с общей серой атмосферой в массе облаков или за хребтом, его бывает сложно распознать. В любом случае, это чрезвычайно опасное облако. Область его всасывающего воздействия может простираться на километры. Точно также следует избегать большого кумулуса - конжестуса, который уже начинает мощно засасывать и зачастую оказывается стадией развития кумулонимбуса.

 


На главнуюНа главную