A

  • ABS (англ. Anti-Balancing System) — система перераспределения нагрузки, пришедшая на смену компенсаторам. ABS не мешает управлению весом, а при серьёзных сложениях её помощь ощутима[1]. ABS используется в подавляющем большинстве современных подвесных систем ведущих производителей.
  • AFNOR (фр. Association Française de Normalisation) — Французская ассоциация по сертификации, а также соответствующий французский государственный стандарт на парапланы.
  • AFS (англ. Automatic Flight Stabilisation) — автоматическая система активной безопасности на параплане, подобная системе ESP в автомобильной промышленности, основанная на применении тянущейся задней кромки[2].

B

  • B-срыв, B-свал — метод быстрого и экстренного снижения (до 8 м/с), осуществляемый втягиванием строп второго ряда (также именуемого B-рядом), при котором по всей длине верхней части купола образуется ухудшающий аэродинамику крыла провал. B-срыв менее безопасен, чем метод «больших ушей», однако позволяет достичь большей скорости снижения (например, для экстренного выхода из грозового облака).
  • Brake — см. управляющая стропа.

C

  • CEN — единая евронорма на парапланы, пришедшая на замену системы сертификации парапланов AFNOR. С 2006г CEN заменила собой в Европе как AFNOR, так и DHV. Тем не менее, сертификация DHV по-прежнему обязательна для парапланов, продаваемых в Германии.

D

  • DHV (нем. Deutscher Hangegleiter Verband) — Немецкая ассоциация дельтапланеризма, занимающаяся сертификацией лётной техники.

I

  • Infinity Tumble — «Бесконечный Тамблинг» — непрерывное вращение купола по тангажу, поддерживаемое действиями пилота; происходит от элемента аэробатики «Тамблинг», в котором выполняется один или несколько оборотов купола с отрицательным тангажом, постепенным замедлением и рассеиванием энергии. «Бесконечный тамблинг» выполняется путём подсрыва и отпускания купола в соответствующих фазах вращения, что приводит к сохранению энергии вращения. Выполнен впервые Феликсом Родригесом, на начало 2009 года в мире выполнялся ещё несколькими акро-пилотами.

S

  • SIV-курс — комплекс упражнений по отработке внештатных и опасных режимов полета, выполняемых над безопасной средой (например, над водой).

W

  • Wagas — разновидность воздушной акробатики, пилотаж на сверхмалых высотах в непосредственной близости с землей.

X

  • XC — сокр. crosscountry.

А

  • Авторота́ция — опасный режим полёта параплана, при котором параплан находится в постоянном вращении (ось вращения находится между крылом и пилотом) и из которого, как правило, не выходит без активных действий пилота. Характеризуется высокими перегрузками и высокой (до 20 м/с) скоростью снижения. Вызывается асимметричными сложениями купола, галстуками, завязками или обрывами строп, а также действиями (целенаправленными или нет) пилота.
  • Айрбэг (Airbag) — разновидность протектора, чье действие основано на использовании воздушной подушки для амортизации.
  • Акро — устоявшееся название воздушной акробатики.
  • Акселера́тор (жарг. аксель) — система увеличения горизонтальной скорости параплана посредством уменьшения угла атаки купола, которое достигается сокращением длины передних лямок свободных концов. Конструкция обычно представляет собой систему блочков на передних лямках и соединенной с ней ступеньки (спидбара), выдвигаемой ногами пилота.
  • Альтиметр — прибор для измерения высоты (высотомер).
  • Арочность — степень загнутости крыла в форме арки.
  • Асимме́трия, асимметри́чное сложе́ние — сложение купола в воздухе с одной (левой или правой) стороны. Асимметричное сложение чревато запутыванием части купола в стропах (галстуком) и последующей авторотацией.
  • Асимметричный подворот — подворот части передней кромки крыла, который возникает при разгрузке соответствующей части крыла.
  • Асимметричный срыв потока — срыв потока, возникающий на части крыла.
  • Аэробатика — см. воздушная акробатика.
  • Аэродинамическое качество — величина, показывающая во сколько раз подъемная сила больше, чем сила сопротивления воздуха; отношение пройденного расстояния к потерянной при этом высоте.

Б

  • Ба́бочка — нестабильный опасный режим полёта, при котором подламливается передняя кромка купола, центроплан уходит назад, а уши выдвигаются вперед. Как правило, бабочка является результатом направленных действий пилота, сильно втягивающего и удерживающего стропы A-ряда, кроме того, бабочка может возникнуть после сложения[1]. Режим может применяться как средство сброса высоты или акро-элемент.
  • База — высота нижней границы образования облаков.
  • Болта́нка (жарг.) — возмущённые колебания параплана (качка, тряска и т.п.) при полёте в турбулентной атмосфере.
  • Больши́е у́ши — манёвр, при котором "уши" параплана симметрично складываются (подворот краёв передней кромки купола посредством втягивания крайних строп А-ряда). Применяется для более быстрого снижения или для пробивания против ветра[1] и, на некоторых парапланах, для увеличения горизонтальной скорости, за счет уменьшения несущей площади крыла.
  • Брэйк — см. управляющая стропа.
  • Бру́ммеля крюк — быстроразъёмный замок, применяемый в парапланеризме, в основном, для крепления проводки акселератора.

В

  • Варио́метр, (жарг. «варик») — прибор для определения скорости изменения высоты полёта и, возможно, некоторых других параметров полёта (например, текущая высота над уровнем моря, высота над уровнем старта, температура, а также пиковые значения этих параметров). На сегодня вариометр — основной прибор парапланериста, часто называемый просто «прибор». Нередко интегрируется с альтиметром (высотомером). Обычно сообщает о скорости изменения высоты подачей звуковых сигналов разной частоты. Многие современные модели вариометров запоминают данные за несколько крайних полётов.
  • Вертолет (Helicopter) — акро-элемент, представляющий собой плоскую негативную спираль без раскачки.
  • Винго́вер (англ. wing over — переворот через крыло) — базовый элемент парапланерной аэробатики, представляет собой серию интенсивных разворотов с креном более 45 градусов со сменой направления разворота[3]. Кроме аэробатики используется также как способ сброса высоты.
  • Вираж — энергичный поворот параплана.
  • Воздухозаборник — отверстие в передней кромке крыла, служащее для его наполнения набегающим потоком воздуха.
  • Воздушная акробатика — разновидность полетов, выполнение элементов сложного и высшего пилотажа.
  • Воздушная скорость — скорость летательного аппарата относительно воздуха.
  • Восходящий поток — поток воздуха, движущийся вверх. См. также термический поток, динамический поток.
  • Восьмерки — пилотажный элемент, последовательность плоских поворотов в противоположные стороны, применяемый для обработки узких восходящих потоков в непосредственной близости к склону.

Г

  • Га́лстук (жарг.) — запутывание части купола в стропной системе. Галстук чреват возможным переходом параплана в режим авторотации. Галстуки распутывают: прокачкой клевантами, подломом кромки ушной стропой или, используя галстучную стропу (при небольших галстуках); в особо тяжелых случаях — задним свалом (применение такого способа возможно при наличии запаса высоты, на малых высотах применяется запасной парашют).[3]
  • Га́лстучная стропа — крайняя стропа 2-го или 3-го ряда, идущая к уху. Используется для растрясания небольших галстуков.
  • Генератор потока — участок земной поверхности, нагревающий воздух над ним.
  • Глубокая спираль — спираль, в которой возникает большая скорость снижения (до 20 и более м/с), сопровождающаяся значительными перегрузками (до 3,5 и более g), обычно характерная ориентацией крыла воздухозаборниками вниз. Применяется как средство экстренного сброса высоты.
  • Глубокий срыв потока — срыв потока, при котором крыло, сохраняя нормальную форму, теряет горизонтальную скорость и набирает вертикальную, переходя в режим парашютирования.
  • Горка — пилотажный элемент, представляющий собой кратковременный набор высоты парапланом с последующим снижением и возвращением в нормальный полет.
  • Грудная перемычка — см. грудной обхват.
  • Грудной обхват — ремень подвесной системы, обхватывающий туловище пилота и устанавливающий максимальное расстояние между свободными концами.
  • Глисса́да (в парапланеризме) — окончательная прямолинейная траектория, вычисляемая пилотом, обеспечивающая оптимальный заход на посадку и приземление в заданном месте.
  • Голуба́я дыра́ (жарг.) — значительный участок неба, лишённый кучевых облаков. Голубые дыры избегаются пилотами при прохождении маршрутных полётов, поскольку в этих местах присутствую, как правило, сильные нисходящие потоки (исключение — голубой термик), в противовес местам скопления кучевых облаков, изобилующих восходящими термическими потоками.
  • Голубо́й те́рмик (жарг.) — разновидность термика: восходящий поток, не образующий кучевых облаков. Если воздух сухой и потоки заканчиваются достаточно низко, вероятнее всего, кучевых облаков не будет.

Д

  • Диагональная нервюра — конструктивный элемент крыла параплана, соединяющий нервюры по диагонали, призванный сохранять профиль крыла при использовании в конструкции редкого стропления.
  • Дина́мик (жарг.)динамиический восходящий поток воздуха, образующийся при обтекании ветром рельефа (склона горы, холма). Ветра́, дующие в склон горы, образуют воздушную зону постоянного восходящего потока, пригодную для многочасовых полётов[4].
  • Демпфи́рование клевка́, демпфи́рование — комплекс мер, направленных на смягчение или погашение раскачки параплана по тангажу, например, предупреждение клевка вперёд своевременным затягиванием клевант.
  • Дискотека (жарг.) — серия происходящих друг за другом опасных режимов полёта с большой потерей высоты[4].

З

  • Заброс — движение крыла назад относительно пилота; резкое увеличение скороподъемности.
  • За́дний свал — см. Свал
  • Закрытая секция — секция без воздухозаборника.
  • Запасной парашют (жарг. «Запаска») — запасной (спасательный) парашют, являющийся основным средством спасения пилота в критических ситуациях (потеря аэродинамического качества параплана, разрушение параплана, невозможность контролировать параплан), когда для стабилизации недостаточно высоты или такая стабилизация невозможна. Запасной парашют крепится непосредственно к подвесной системе. Современные (сухие и свежеуложенные) запасные парашюты при правильном их вводе раскрываются за несколько секунд и могут срабатывать уже на малых высотах (25-30 м.).
  • Затя́жка — подъём пилота с парапланом с помощью лебёдки.

И

  • Инве́рсия — атмосферное явление, при котором температура воздуха с увеличением высоты остаётся неизменной или увеличивается[4] (тогда как в нормальных условиях температура воздуха с увеличением высоты уменьшается). На высоте инверсии перестают работать термические восходящие потоки.
  • Интеграл — часть шлема, защищающая подбородок и лицо; жарг. шлем с интегралом.

К

  • Качество — см. аэродинамическое качество.
  • Кессо́н (фр. caisson — ящик) — секция, часть купола между двумя нервюрами.
  • Класс парапла́на — категория безопасности, присваиваемая конкретной модели параплана по результатам тестирования. Наиболее распространенными сейчас являются системы классификации LTF (DHV) и CEN.
  • Клева́нта — ручка, прикреплённая к стропе управления парапланом.
  • Клево́к — отклонение крыла вперёд относительно пилота. Сильный клевок может бросить купол под ноги пилоту.[5]
  • Ко́кпит — панель для установки приборов в виде небольшой сумки, которая крепится на грудную перемычку подвесной системы[3].
  • Колду́н — текстильный конус, применяемый для определения силы и направления ветра[3].
  • Компенса́торы — ремни, идущие крест-накрест от сиденья подвески к точкам подвеса, позволяющие избежать перекосов подвесной системы при ослаблении несущей способности одной из консолей[3]. При использовании компенсаторов нагрузка перераспределяется по всей ширине подвески, основные карабины почти не испытывают смещения, уменьшается риск авторотации. Однако компенсаторы сильно мешают управлению весом. На современных моделях компенсаторы не используются.
  • Компенсация — противодействия пилота при разгрузке, раскачке и т.д.
  • Компетишн (жарг.) – параплан, сертифицированный по системе AFNOR в классе Competition; Очень требовательный к пилоту параплан, предназначенный для спортсменов, выступающих на соревнованиях высокого уровня.
  • Компетитор — опытный пилот высокого класса (эксперт) регулярно выступающий на чемпионатах высокого уровня.
  • Конвергенция — восходящие потоки воздуха, образующиеся при столкновении воздушных масс.
  • Конфетка (жарг.) – падение пилота в собственное крыло.
  • Косая нервюра — см. диагональная нервюра.
  • Косонервюрник — параплан, в конструкции которого применяются диагональные нервюры.
  • Курс — угол в горизонтальной плоскости между северным направлением меридиана и направлением движения.
  • Кучевка (жарг.) – кучевые облака.
  • Консо́ль — левая или правая половина крыла параплана.
  • Кросскантри (англ. Cross-country) — то же самое, что маршрутный полёт.
  • Крыло́ (или ку́пол) парапла́на — вся матерчатая оболочка параплана с нервюрами. С помощью стропной системы связывается со свободными концами. Название «купол» является несколько устаревшим, поскольку является наследием парашютной терминологии с тех времён, когда парашюты имели полусферическую форму.[3]

Л

  • Лебёдка — механизм с длинным тросом, позволяющий поднимать пилота с парапланом в небо.
    • Лебёдка акти́вная — лебёдка, имеющая собственный двигатель. Устанавливается в нескольких сотнях метров от старта. К подвесной системе пилота прикрепляется конец троса лебёдки, после чего трос наматывается на вал, что вызывает тягу и подъёмную силу, выносящую параплан на высоту двух-пяти и более сотен метров, в зависимости от длины троса. После этого происходит отцепка.
    • Лебёдка пасси́вная — лебёдка, не имеющая собственного двигателя. Устанавливается на транспортном средстве (автомобиле, катере). При подъёме пилота в небо трос постепенно разматывается.
  • Лифт — плавный восходящий поток, без особых усилий со стороны пилота «везущий» его вверх[5].
  • Ложка — ложбина в склоне.

М

  • Мак-твист (англ. Mac Twist) — элемент аэробатики, представляющий собой виток негативной спирали с сильным забросом крыла назад, выполненный в верхней точке энергичной горки[4] (фигура похожа на «вертолёт», повёрнутый на 90 градусов).
  • Маршру́тный полёт — разновидность полётов, направленная на прохождение определённой дистанции или маршрута (на соревнованиях маршрут — это последовательное прохождение заданных судьями точек, вне соревнований — любой дальний полёт[5]).
  • Минуса́ (минусы) (жарг.) — потоки воздуха с минусовой скороподъёмностью, в которых пилот снижается. Например, «попасть в -3» означает попасть в нисходящий поток со скоростью снижения 3 м/с.[5]
  • Молоко́ (жарг.) — состояние погоды, характеризуемое отсутствием термической активности, широкими и слабыми восходящими потоками (обычно наблюдается летом в конце дня)[4].
  • Молья́ (фр. maillon — звено) — треугольный или овальный завинчивающийся карабин, посредством которого группа строп крепится к лямке свободных концов.
  • Муссбэг — разновидность мягкого протектора.

Н

  • Негати́вное враще́ние, негати́в, негати́вная спира́ль — опасный режим полета, в котором пилот вращается вокруг купола спиной вперед. Как правило, вызывается срывом потока на одной из частей купола.
  • Нервю́ры (фр. nervure — жилка, прожилка) — поперечные силовые элементы купола, определяющие его аэродинамический профиль. Изготавливаются из плотной ткани.
    • Нервю́ры диагона́льные, нервю́ры косы́е — дополнительные нервюры, расположенные под углом около 45 градусов к верхнему и нижнему полотнищам купола. Применение диагональных нервюр или, как еще говорят, «V-технологий» увеличивает жесткость купола.
  • Ниcходня́к (жарг.) — нисходящий поток воздуха, в противоположность восходящему термическому потоку.
  • Ножной обхват — ремень подвесной системы, обхватывающий ногу пилота в области бедра.

О

  • Оболо́чка ку́пола — купол без строп и свободных концов.
  • Обра́тный старт — техника старта, при которой пилот располагается спиной в направлении своего движения, лицом к разложенному параплану. При старте в какой-то момент пилот вынужден развернуться, чтобы продолжить движение лицом вперед. Нет единого мнения, какая техника старта предпочтительнее — прямой или обратный старт. Обычно каждый пилот останавливается на каком-то одном способе.

Преимущества обратного старта:

 - Пилот с самого начала контролирует свой купол, следит за его равномерным поднятием, за отсутствием зацепок и запутываний. При необходимости пилот может с легкостью прекратить старт и исправить ситуацию.

 - В условиях сильного ветра обратный старт оказывается предпочтительнее, так как позволяет пилоту тверже держаться на ногах и сопротивляться ветру.

Недостатки обратного старта:

 - Свободные концы с самого начала находятся в «неправильных» руках пилота (правые — в левой руке, левые — в правой). Таким образом возможны ошибки при перехватывании концов.

 - Пилот обязательно должен перед стартом убедиться, что он повернут в привычную, правильную сторону (определяется по взаимному расположению левых и правых свободных концов), а при подъеме купола и разбеге должен снова не перепутать, в какую сторону разворачиваться.

 - Пилот поворачивается лицом вперед только тогда, когда купол выведен вверх (а иногда и уже только во время полета). Это не лучшим образом сказывается на силе разбега, особенно в маловетренную погоду.

 - Некоторые пилоты практикуют другую технику обратного старта, при которой перекрещенными оказываются не только свободные концы, но и руки пилота. Это, с одной стороны, обеспечивает «правильное» положение свободных концов (правые — в правой руке, левые — в левой), но с другой стороны, создает неудобства при поднятии купола, а также требует дополнительного запоминания порядка поворотов и перехватов.

  • Ограждение — конструктивный элемент парамотора, препятствующий попаданию в винт посторонних предметов.
  • Открытая секция — секция с воздухозаборником.
  • Отце́пка:
  1.  
    1.  
      1.  
        1.  
          1. Устройство, посредством которого трос лебедки соединяется с подвесной системой, позволяющее пилоту отсоединиться от буксировочного троса.
          2. Процесс отсоединения от буксировочного троса.

П

  • Паралёт — комбинация параплана и паратележки.
  • Парамото́р — надеваемое на спину пилота устройство с двигателем (мощностью 12—25 л. с.) и толкающим воздушным винтом, позволяющее осуществлять самостоятельный старт и полет. Парамоторы с двигателями от 20 л. с. позволяют осуществлять как индивидуальные, так и тандемные полеты.
  • Паратра́йк — тележка, оснащенная двигателем с воздушным винтом, позволяющая осуществлять взлет и посадку с помощью колес или лыж. Также производятся колесные шасси, дающие возможность превратить в паратележку обычный парамотор. Паратележки бывают одно- и двухместные.
  • Парашюти́рование, глубо́кий свал — опасный режим полета, при котором параплан полностью теряет горизонтальную скорость и стремительно опускается (до 10 м/с) как обычный парашют. Режим опасен как сам по себе в силу высокой скорости снижения, так и тем, что попытки выхода из него могут привести к другим, не менее опасным режимам полета.
  • Парящий полет — полет с использованием восходящих потоков.
  • Перфоманс (жарг.) – параплан, сертифицированный по системе AFNOR в классе Performance; параплан предназначенный для опытных, регулярно летающих пилотов.
  • Пищалка (жарг.) – небольшой вариометр звукового оповещения для крепления на шлем.
  • Планирующий полет — полет без использования восходящих потоков.
  • Плоская спираль — см. термическая спираль.
  • Плоский поворот — поворот, выполненный с малым углом крена.
  • Плюс (жарг.) – набор высоты; см. восходящий поток.
  • Подлет — (жарг.) ученический полет "сверху вниз"; кратковременный, непродолжительный полет.
  • Подсрыв — начальный этап развития срыва потока.
  • Подушка — выравнивание, торможение при посадке; срыв потока, преднамеренно выполняемый на  приземлении в непосредственной близости с землей, предназначенный для гашения горизонтальной и вертикальной скорости.
  • Полный срыв потока — срыв потока, возникающий на всем крыле.
  • Предсрыв — минимальная воздушная скорость параплана.
  • Проекционное удленение — удлинение крыла в проекции на горизонтальную плоскость (с учетом арочности ).
  • Протектор — амортизатор, изготавливаемый из специальных материалов, размещаемый в подвесной системе, предохраняющий спину или бока пилота в случае падения.
  • Профиль крыла — форма крыла в поперечном сечении.
  • Подвесна́я систе́ма, подве́ска — полетное кресло, в котором располагается пилот во время полета. Прикрепляется к свободным концам параплана при помощи мощных карабинов. Служит вместилищем для запасного парашюта, может нести на себе приборы, используемые в полете, личные вещи пилота и пр.
  • Поле́тный вес — полетный вес равен весу пилота плюс 15—17 кг, приходящихся на подвесную систему и оборудование. Именно полетный вес учитывается при выборе площади параплана для каждого конкретного пилота или тандема.
  • По́нчик — большой рюкзак (мешок) для быстрой упаковки (без специального укладывания) и удобной переноски купола и подвески.
  • Прямо́й старт, альпи́йский старт — техника старта, при которой пилот располагается лицом в направлении своего движения, спиной к разложенному параплану. Нет единого мнения, какая техника старта предпочтительнее — прямой или обратный старт. Обычно каждый пилот останавливается на каком-то одном способе.

Преимущества прямого старта:

 - Клеванты и свободные концы с самого начала находятся в «правильных» руках пилота (правые — в правой руке, левые — в левой). Таким образом, исключены ошибки при перехватывании концов.

 - Пилот с первого момента располагается лицом по направлению своего движения, что обеспечивает более уверенный разгон и исключает ошибку при повороте вокруг себя, возможную при обратном старте.

 - В некоторых ситуациях прямой старт является единственно возможным, например, в условия гор с минимальной стартовой площадкой.

Недостатки прямого старта:

 - Во время старта пилот не видит купола и поэтому может плохо его контролировать, а также не видеть возможных запутываний строп и зацепок.

  • Пузырь — (жарг.) узкий, непродолжительный восходящий поток.
  • Путевая скорость — скорость летательного аппарата относительно земли.

Р

  • Разгрузка — частичное или полное прекращение воздействия веса пилота на крыло, проявляющееся через уменьшение нагрузки на свободных концах и (или) клевантах.
  • Раскачка — маятниковые движения пилота относительно крыла, приводящие к изменениям угла атаки крыла и (или) крена.
  • РУД — ручка управления дроссельной заслонкой (газ).
  • Рысканье — произвольные изменения курса параплана.
  • Секция — часть крыла, ограниченная двумя соседними нервюрами. См. также открытая секция, закрытая секция.
  • Симметричный подворот — симметричный подворот передней кромки крыла. См. также бабочка, большие уши.
  • Срыв потока — нарушение нормального обтекания воздухом крыла или его части, связанное, как правило, с выходом крыла на чрезмерно большие углы атаки. См. также асимметричный срыв потока, полный срыв потока, глубокий срыв потока.
  • Срывные режимы — режимы полета, возникающие в результате срыва потока.
  • Стандарт (Standard) — параплан сертифицированный по системе AFNOR в классе Standard; жарг. простой в управлении, безопасный параплан начального уровня.
  • Стропление — см. стропная система.
  • Стропная система — система строп параплана.
  • Турбулентность — беспорядочное, хаотичное движение воздуха.
  • Тэйлслайд (Tailslide) — акро-элемент, полет параплана задом в подсрыве.

  • Разры́вное звено́ — звено на конце буксировочного троса, разрывающееся, когда нагрузка превышает расчетную (способствует повышению безопасности).
  • Ро́тор — явление, являющееся следствием неламинарного обтекания ветром (с образованием вихревых потоков) препятствий (гор, зданий, деревьев, термических потоков). Область ротора характеризуется непредсказуемыми направлениями ветра и является тем масштабнее, чем сильнее ветер. Область ротора — место крайне опасное для полетов на параплане.
  • Роторная зона — пространство за препятствием относительно ветра, в котором возникает ротор.

  • Ряд — группа строп, крепящихся к куполу в точках, расположенных на одной линии вдоль крыла. Большинство современных парапланов имеют 3-4 ряда строп, именуемых буквами латинского алфавита, начиная с переднего (A-ряд, B-ряд, и т. д.).

С

  • САТ, SAT — элемент аэробатики, похожий на спираль, при выполнении которого ось вращения находится между пилотом и куполом, пилот при этом летит спиной вперед.
  • Свал, за́дний свал — срыв потока по крылу; «сваливание» крыла назад. Опасный режим полета параплана. Применяется для выхода из некоторых режимов полета (например, авторотации), а также для распутывания параплана в полете после сложений, сопровождаемых сложными галстуками, которые нет возможности распутать подергиванием строп.
  • Свобо́дные концы́ — лямки, соединяющие стропы и подвесную систему. Соответствуют количеству рядов в стропной системе купола.

  • Слив (жарг.) — потеря высоты в результате попадания в сильный нисходящий воздушный поток или намеренный сброс высоты.
  • Сложение — потеря нормальной формы всего крыла или его части, возникающая при разгрузке всего крыла или его части, связанная, как правило, с выходом крыла на чрезмерно малые углы атаки. См. также асимметричный подворот, симметричный подворот, фронтальный подворот.
  • Со́пли (жарг.) — очень слабые восходящие потоки.
  • Спидба́р (англ. speedbar) — металлическая планка, та часть акселератора, которую пилот выжимает ногами для уменьшения угла атаки крыла и придания параплану большей горизонтальной скорости.
  • Спираль — продолжительное вращение параплана в одну сторону. См. также глубокая спираль, термическая спираль, негативная спираль.
  • Спу́тная струя́, спу́тка (жарг.) — турбулентная воздушная струя, возникающая при обтекании ветром небольшого препятствия, например, другого парапланериста. Попадание в спутную струю характеризуется резким рывком с возможными клевками и подскладываниями купола.

Т

  • Танде́м — двухместный параплан. Отличается увеличенной площадью крыла и специальной подвесной системой, рассчитанной на двух человек. При полетах в тандеме пилот располагается сзади, а пассажир — спереди.
  • Тангаж — угол между горизонтальной плоскостью и центральной хордой крыла.
  • Твист — перекручивание строп параплана, вследствие вращения подвески относительно крыла, как правило, блокирует управление парапланом, иногда возникает при обратном старте со склона.
  • Телега — см. паралет.
  • Терми́ческий пото́к, те́рмик — восходящий поток более теплого воздуха, образуемый, как правило, в результате различной степени прогрева участков земной поверхности. При умелом поведении внутри одного термического потока, пилот параплана может подняться на высоту до нескольких километров.
  • Термическая спираль — спираль, характерная сравнительно малым радиусом поворота и малыми углами крена. Применяется для обработки термических потоков.
  • Термичка (жарг.) – термические потоки.
  • Точка росы — температура воздуха, при которой влага, содержащаяся в нём, конденсируется, превращается в пар.
  • Трайк — см. паралет.
  • Триггер — участок земной поверхности, линия контраста, препятствие или особая форма рельефа, провоцирующие отрыв нагретого воздуха от земли (сход термического потока); место схода термического потока.
  • Три́ммер — парный элемент регулировки на лямке заднего свободного конца, укорачивающий его для увеличения угла атаки купола. В куполах, предназначенных для полетов с парамотором, триммеры используются в качестве акселератора.

У

  • Угол атаки — угол между плоскостью крыла и набегающим потоком воздуха.
  • Удлинение — отношение квадрата размаха крыла к его площади.
  • Управляющая стропа — стропа, служащая для управления парапланом.
  • Ухо — законцовка крыла параплана, несколько крайних секций.
  • Учлет (жарг.) — начинающий пилот (ученик).
  • Ушная стропа — крайняя (внешняя) стропа a-ряда, применяемая для режима большие уши
  • Фиговер (жарг.) — ученический винговер с малыми углами крена; плохо выполненный, опасный винговер
  • Фронталка (жарг.) — см. фронтальный подворот.
  • Фронтальный подворот — подворот всей передней кромки крыла, возникающий при разгрузке всего крыла.
  • Ханваги (жарг.) — парапланерные ботинки фирмы Hanwag.
  • Хелилэндинг (Helilanding) — акро-элемент, приземление в негативной спирали, выполненной в непосредственной близости с землей.

Ф

  • Фиговер (жарг.) — ученический винговер с малыми углами крена; плохо выполненный, опасный винговер
  • Фронталка (жарг.) — см. фронтальный подворот.
  • Фронтальный подворот — подворот всей передней кромки крыла, возникающий при разгрузке всего крыла.

Х

  • Ханваги (жарг.) — парапланерные ботинки фирмы Hanwag.
  • Хелилэндинг (Helilanding) — акро-элемент, приземление в негативной спирали, выполненной в непосредственной близости с землей.

Ц

  • Центровка потока — обработка восходящего потока в термической спирали; поиск наилучшего места подъема в восходящем потоке.
  • Центроплан — центральная часть крыла параплана.

Э

  • Эйрбэ́г (англ. airbag) — надувная защитная подушка, встроенная в подвесную систему или присоединяемая к ней. Классический эйрбэг надувается встречным потоком воздуха (запатентовано швейцарской фирмой Cygnus Engineering). Также существуют эйрбэги, надуваемые сжатым газом с помощью специального сменного картриджа. Обычно, эйрбэг защищает от удара спину и таз пилота, но есть эйрбэги, предназначенные для пассажиров тандемов, и защищающие только тазовую часть. Кроме того, некоторые производители называют эйрбэгами протекторы из вспененного материала, помещенные в чехол из плотной ткани.

Я

  • Ямка — пилотажный элемент, представляющий собой кратковременное снижение параплана с последующим набором высоты и возвращением в нормальный полет.
  • Я́рус — участок стропной системы с одинаковой разветвленностью. Стропная система параплана имеет древовидную структуру, разветвленную по направлению снизу вверх. Ближние к куполу ярусы называются верхними, дальние — нижними. Стропная система современных парапланов бывает двух- или трехъярусной.

 


Примечания

1 2 3 Краткий парапланерный словарь  (рус.) — статья на сайте paraclub.ru. Проверено 28 февраля 2010.

AFS-СИСТЕМА  (рус.) — описание системы на сайте u-turn.ru. Проверено 28 февраля 2010.

1 2 3 4 5 6 Азбука парапланериста  (рус.) Проверено 28 февраля 2010.

1 2 3 4 5 Словарь парапланерных терминов  (рус.). — Дальневосточного парафорума. Проверено 1 марта 2010.

1 2 3 4 Масленников Д. Глоссарий // Открытое небо. Записки стайера — М.: Спорт и культура, 2009. — С. 216-220. — ISBN 978-5-901682-69-2.


Источник: http://ru.wikipedia.org/

 


На главнуюНа главную