Производители

 

 

Flymaster B1: Be One, Будь Избранным

 

Очень часто у меня (да и не у меня одного) возникает устойчивое впечатление, что развитие мобильных девайсов пошло не по тому пути. Безумное наращивание количества функций вовсе не идёт на пользу качеству. Огромные цветные дисплеи, честно создавая «вау-фактор» и вызывая назойливое желание немедленно купить, на проверку оказываются слепнущими на солнце пожирателями батарей. Бешеная конкуренция оставляет всё меньше времени на кропотливое «вылизывание» интерфейсов и вылавливание многочисленных глюков, неизбежных при богатой функциональности... В угаре конкурентной борьбы замороченные рекламой консьюмеры и запуганные маркетологами девелоперы часто забывают про главные функции гаджетов. А они чаще всего очень просты. Сотовый телефон должен надёжно «держать» сеть, разборчиво передавать речь, позволять найти нужный номер в два-три несложных движения одним пальцем одной руки, не «слепнуть» на солнце и не разряжаться к концу рабочего дня. Проще говоря, телефон обязан быть прежде всего телефоном, а не мультимедийным комбайном с функцией «звонилки», добавленной в ночь перед началом продаж. А вариометр должен быть вариометром — то-есть устройством, надёжно и удобно показывающим скороподъёмность и высоту.

Мне хочется, чтобы девайсы, живущие в моём кокпите, работали просто и надёжно. У меня два «джипиэса» — оба с великолепно читаемыми на солнце чёрно-белыми дисплеями и большим временем работы от батарей. И я долго мечтал о вариометре, построенном в лучших традициях старой школы. Качественный бародатчик. Продуманные алгоритмы обработки сигнала с датчика и удобный информативный звук. Большой монохромный дисплей высокого разрешения. Простая и ясная система меню. Большой объём памяти. Но увы — современные тенденции телефоностроения просочились и в наш специфический парапланерный мирок. Настройка Браунигеров и Флайтеков с годами становится всё менее очевидным делом, а эргономика Эйркотеков уже вошла в легенды it-сообщества, раздел «как не надо делать».

Всё плохо?.. Ан нет. Похоже, нашёлся-таки молодой и смелый производитель, который решился бросить вызов модным тенденциям и создал Настоящий Олдскульный Прибор. Итак, встречайте: фамилия — Flymaster, имя — B1. Избранный? Возможно!

Снаружи

 Первое впечатление — девайс немножко эстетский, не сказать бы «гламурный». «Виноваты» в этом совершенно неожиданный для вариометра жёсткий чехол-кейс на «молнии» и внушительные габариты прибора. Здоровенный дисплей приятно сочетается с относительно тонким корпусом, покрытым стойким к царапинам и комфортным при прикосновении матовым пластиком soft-touch. Издалека и с непривычки B1 вполне можно спутать с серьёзным коммуникатором трёх-четырёхлетней давности. Кнопок у «фломастера» всего четыре, но, забегая вперёд, замечу, что никаких проблем с эрогономикой это не создаёт. Ещё один привет из сопредельной реальности мобильных гаджетов — притаившиеся на боковой грани прибора стандартный разъём mini-USB и едва заметное отверстие со стыдливой подписью reset. Да-да, дожились. Зарядка, перепрошивка силами владельца и «слив» с устройства полётной информации — всё это делается через обычный USB-кабель, кстати, идущий в комплекте с девайсом.

Внутри

Разобрать «фломастер» было бы очень любопытно, но пока что ограничимся информацией от производителя. «Сердце» B1 — бародачик UltraSense, по утверждениям производителя, более чувствительный и быстрый, чем датчики Motorola, на которых построены практически все современные вариометры. «Лицо» прибора — монохромный ЖК-дисплей с совершенно фантастическими для простого вариометра физическим размером 77×58 мм и разрешением 320×240 пикселей. Аккумулятор у «би-уана» проприетарный, и получить к нему доступ можно только нарушив фирменные пломбы на корпусе. Производитель заявляет о 20 часах работы и зарядке менее чем за два часа. Ну-ну... Термодатчик внутри тоже присутствует, но про его возможности Flymaster молчит как партизан (как позже выяснится — неспроста). На сладкое — наличие внутри некоего беспроводного радиоинтерфейса для подключения внешних датчиков. Давно пора!

Могучий корпус и большой дисплей заставляют подозревать подопытного в наличии на борту GPS-приёмника. Где, как не на большом экране, отображать россыпь GPS-данных? Подозрение обоснованное и небеспочвенное, но, увы, неверное. «Би-уан» GPS-функциональностью, увы, обделён. Зато у Флаймастера существует прибор B1 NAV — более продвинутая версия «би-уана», действительно оснащённая GPS-приёмником. Корпус и дисплей у «нава» те же, но функицональность существенно более богатая, чем у «би-уана». Вариометр и высотомер — практически вся функциональность Flymaster B1. Но пусть этот прибор может немного — но делает своё дело он достаточно хорошо.

На земле

Включается Flymaster чуть сложнее, чем старые Браунигеры — но проще, чем IQ-One или Aircotec XC-Trainer. После короткого однократного нажатия на верхнюю правую кнопку (вкл-выкл., по совместительству — вход в меню или возврат на уровень выше) у пользователя есть 10 секунд на подтверждение включения правой нижней кнопкой (ввод). С одной стороны, при нечаянном включении питания девайс довольно быстро выключится сам по себе, с другой — не надо, как на нынешних Браунигерах, до позеленения давить на кнопку «вкл».

С первых же секунд после включения дисплей вызывает всяческий восторг. Разрешения хватает с избытком, всё прекрасно читается практически под любым углом и при свете любой яркости. Кстати говоря, пользоваться «би-уаном» можно даже и в темноте — из меню активируется ненавязчивая равномерная матово-белая подсветка дисплея. Не знаю, кому может прийти в голову работать с вариометром в темноте, но «фломастер» способен и на такое.

С полями данных дело обстоит просто и понятно. Всё сделано в лучших традициях Браунигеров и Флайтеков — переучиваться и привыкать к чему-то принципиально новому не придётся. Цифры индикации «цифрового» вариометра просто огромны, и это радует — как-никак, это главное, что должен показывать вариометр. А вот цифры A2 и A3 маловаты, и вовсе не из-за нехватки места на дисплее. Впрочем, последующие прошивки наверняка исправят этот небольшой недочёт. Огромный кусок дисплея слева от «аналоговой» шкалы занят графиком «высота-время» — на мой вкус, настоящая находка. Работая в слабых потоках на пределе возможностей крыла, пилот должен чётко знать, растёт высота или нет, и график — большое подспорье в таких условиях. Не удержусь от того, чтобы снова забежать вперёд — похоже, «би-уан» вообще очень сильно «заточен» под работу в слабых потоках. Это касается и дисплея, и звука.

Кстати о звуке. Это нечто! «Фломастер» не оставит равнодушным никого. Модуляция при скороподъёмности больше +0.2...+0.3 больше всего похожа на флайтековскую, при этом в меню пристутвует всё богатство настроек звука, характерное и для Браунигеров, и для старших Эйркотектов. Но есть и кое-что новенькое — функция «баззер» («шумелка»). При нулевой скороподъёмности прибор издаёт щелчки с частотой примерно герц в 10, а при малейшем «плюсе» «фломастер» выдаёт низкого тона вой, промодулированный частотой в несколько герц. На земле звучит очень смешно, напоминая советского образца автомобильную сирену. В воздухе — совсем не смешно, зато очень полезно. Параметры «баззера» довольно гибко настраиваются через меню, а если «баззер» не нравится или раздражает, его можно и вовсе отключить.

Система меню у «би-уана» проста как валенок и осваивается с пол-пинка. Пока ещё не видел ничего проще в индустрии вариометров. Единственное небольшое затруднение — переход между пунктами второго уровня меню там, где они есть. Для этого нужно нажимать Enter, а не Menu — нажатие Menu при нахождении в меню приводит не к ожидаемому «проваливанию» на уровень ниже, а, наоборот, к возврату назад. Все пункты меню имеют длинные, вменяемые, подробные названия — размеры и разрешение дисплея позволяют. Это вам не XC-Trainer с его несчастными 160 пикселами в ширину! Русской прошивки на время написания теста у «би-уана» ещё не было, но была твёрдая надежда на её появление в ближайшем будущем. Напомню, что перепрошиться можно самостоятельно, не обращаясь к производителю или дилеру.

«Родное» зарядное устройство «би-уана» лёгкое и компактное, со стандартным разъёмом mini-USB, а по своим электрическим параметрам отличается от USB 2.0 только бОльшим отдаваемым током. «Би-уан» сам распознаёт, что в него воткнули. Зарядка от БП индицируется как «быстрая» (Quick Charge) и продолжается несколько меньше 2 часов, а если заряжаться от порта USB 2.0, то «би-уан» рисует на дисплее надпись Slow Charge (медленная зарядка), и продолжается этот процесс часа 4 (при полном разряде аккумулятора).

Мда, похоже, мёда в описании чудо-девайса получилось многовато. Пора добавить пару ложек дёгтя для остроты. Оба недостатка «би-уана» удалось обнаружить ещё до начала полётов, и оба они оказались не особо критичными, но и не очень приятными.

Ложка дёгтя номер один — время работы от аккумуляторов, особенно в холодную погоду. Паспортная цифра 20 часов если и верна, то только в тёплый сезон. При температуре в районе нуля эту цифру смело можно делить пополам, а дальнейшее охлаждение прибора быстро уменьшает срок его автономной работы до совсем уже неприличных величин.

Вторая ложка дёгтя тоже оказалась связана с температурами. Аксакал отечественного дельтапланеризма Пётр Иваныч Поздняков, послушав моё восторженное описание нового вариометра, задал простой встречный вопрос: а что у него с термокомпенсацей? Как в воду глядел! Точнее, в замёрзшую воду внутри моего холодильника, куда я, набравшись смелости, запихнул свои личные Brauniger IQ-One, Aircotec XC-Trainer и нашего подопытного «би-уана». Естественно, во включённом состоянии.

За час пребывания в ни разу не тёплой компании хорошо промёрзших овощей температура подопытного и контрольных девайсов дружно упала до −2. Индикатор заряда батарей Браунигера не сдвинулся ни на деление, аккумулятор XC-Trainer’а «просел» на пару десятых долей вольта, а свежезаряженный «би-уан» упал до двух делений из пяти и так и не восстановился при последующем нагревании до комнатной температуры. Будучи извлечены из холодильника, девайсы были положены на стол в кухне, прогретой примерно до +20. И результат, увы, не в пользу «би-уана».

Если IQ-One и XC-Trainer за всё время опыта «уехали» от силы на 5-10 метров, то у B1 ошибка определения высоты, связанная с термокалибрацией, оказалась существенно хуже — около 50 метров.

Да, по точности термокомпенсации «би-уан» оказался убедительным аутсайдером. Конечно, в реальных условиях полётов изменение температуры на 20 градусов за пару часов вряд ли вероятно — но всё равно доверять показаниям альтиметра «би-уана» при сильных изменениях температуры я бы не стал. Есть смутная надежда, что проблему отчасти удастся уменьшить в последующих версиях прошивок — но эта проблема больше похожа на аппаратную, и потому полностью устранить её можно, только поменяв конструкцию прибора.

 

В полёте

В умеренных и слабых термиках «би-уан» показал себя молодцом. Преимущества нового бародатчика и фирменные флаймастеровские алгоритмы обработки сигнала явили себя во всей красе при скороподъёмности в районе нуля — а это тот самый случай, когда вариометр нужен больше всего. Стоящий рядом на кокпите Aircotec XC-Trainer Dual с двумя независимыми бародатчиками реагировал на слабые узкие потоки позднее и менее информативно, чем «би-уан» со включённым «баззером». Смешной и неубедительный на земле, в полёте «баззер» оказался на удивление полезной штукой — он срабатывал быстро, точно и своевременно. А при скороподъёмности больше +0.3 фирменная модуляция «би-уана» мало чем отличается от таковой у Браунигеров, и вся разница между приборами сводится к чуть меньшему времени запаздывания у «би-уана». Нет нужды объяснять, что огромный дисплей нашего подопытного читается просто замечательно — достаточно быстрого косого взгляда на кокпит, чтобы глаз «схватил» нужные цифры. Тыкать пальцами в кнопки во время полёта и вовсе нет практически никакой нужды — данных на дисплее хватает. Короче говоря, понравилось. Пожалуй, «би-уан» — первый на моей памяти прибор, которым я, возможно, захотел бы заменить свой Браунигер. Осталось только забыть про полёты в мороз — либо положить в кокпит доппитание и провести туда USB-шланг...

Выводы

«Би-уан» — на мой взгляд, очень удачный дебют на рынке вариометров. Производитель не стал перегружать устройство лишними функциями и очень разумно сосредоточил своё внимание на главном: барометрическом датчике, графической и звуковой индикации (особенно при малых скороподъёмностях) и эргономике. Получилось очень достойно. Впрочем, похоже, что прибор разрабатывали южане, слабо знакомые со спецификой полётов на холоде — отсюда, вероятно, и досадный просчёт с термокалибрацией, и крайне низкая стойкость аккумулятора к низким температурам. Безусловно, такие недостатки отпугнут от «би-уана» пилотов, часто и много летающих в мороз. Но за великолепное поведение подопытного на малых скороподъёмностях «би-уану» можно было бы простить и не такое. Пожалуй, это серьёзный претендент на одно из мест в моём кокпите.

Преимущества

  • Эффективная работа вариометра, особенно при малой скороподъёмности
  • Большой, прекрасно читаемый дисплей
  • Удобство использования, разумная простота
  • Зарядка от USB
  • Возможность перепрошивки силами пользователя
  • Беспроводной интерфейс для внешних датчиков

Недостатки

  • Большие ошибки термокалибрации
  • Сравнительно невысокая ёмкость проприетарного аккумулятора
  • Сильное падение ёмкости аккумулятора при температурах ниже 0 С

Особенности

  • Оригинальная модуляция звука

 

Алексей Тарасов aka theoretic

www.paraplan.ru

 


На главнуюНа главную

Тэги

параплан парамотор мотопараплан Sky Country двигатели для парамоторов SkyRunner Вариометры Парамоторы Парапланы Polini Подвесные системы Параавис CISCOMOTORS APCO пропеллер AIRDESIGN Flymaster ParAAvis Brauniger Ozone Шлемы КБ ПИЛОТ ITV Кайты Niviuk Moster 185 надувной кайт Кайт аэрошют Simonini Slingshot балонник Nova Polini Motori Рюкзаки JPX Helix Swing тандем воздушный винт C-MAX Парасейлы Vittorazi Hitrh паралеты SKY 1.1S Запаски РМЗ-500 AXIS Polini Thor 200 Minari F1 буксируемые парашюты Водные парашюты NAC Запасные парашюты Parmakit аэрошютное крыло ПАРАМАНИЯ Thor 190 EVO двигатели для легких самолетов двигатель для аэроглиссера двигатель для дельталета Спидглайдер двигатель Black BULL Ротакс Skywalk Rotax PARAMANIA Двигатель для трайка CorsAir Windtech Independence thor 200 Flysurfer TOP 80 двигатели для аэролодок PlusMax надувастики клапанный кайт Аэрошютные крылья гибрид парафойлы Core шлем MacPara балонники S-рога кайт для воды PowerFloat Hitrh F33 Thor 250 Viper 4 Techno-Fly Tango Sky Paragliders Cors-Air Thor 190 Light Electric двигатели для дельталетов и СЛА паралет Charly Moster-185 двигатели для аэросаней Booster Suzuki EOS M25Y Black Devil Thor 100 Thor 190 Light clutch Hi-Fly РМЗ SKY 1.1 двигатель для парамотора H&E SKYENGINES SixShuter Fly Henry SupAir Thor 130 С-MAX водные спасательные системы подвесная система пассажира ppg-meter FLYENGINE трайк EOS100 двигатели для СВП ГОЛЬФ ФР Moscito-3 Solo Дрим PLAY 42 MKII Moster 185 Plus мини крыло MagMax Baofeng UV-5R Discus Зорро Scaner-3 тинитах Спидфлайер Airbox ГОЛЬФ 3 Paradox Thor 190 Evo ES cпидглайдеры C-тип GPS SD Plus NRG Icaro Hitrh 3702 Bulldog ветроуказатель Флакс Rotor 130 Spectre двигатели для автожиров Nerv Jazz Джаз Blaze GT тележка Airmax 220 M Simonini Victor 1 Super Polini Thor 130 Compact 2 R-BUS аляска рации Водная спассистема Kougar 2 Акробат комплект для начинающих датчик уровня толива PER IL VOLO SuAir Джинго Плутон 3 Peak-4 бендикс mini 2 evo Rotax-582 NaSCa-3 Рио-2 двигатель для лодки Nexus VARIO SD CORONA Вега 5 Koyot 3 MVario бар ASInstrument HIKE Rotax 503 Hybrid Power Wing Hitrh F36 SuSi 2 Зорро II Би